Срок раскаяния
Несуществующий фильм о преступнике
"Это мог бы быть так и не снятый фильм. Один из тех, что отложили в ящик до лучшего времени. Его название я представляю себе таким: "Срок раскаяния". Это история о преступнике, который отчаянно старался, но так и не смог встать на путь исправления".
Виктор Савин, режиссёр. 1971 г.

Семидесятые годы в СССР были эпохой "застоя". Это время характеризовалось попытками реабилитации политики Иосифа Сталина, напряжением во внешней политике и началом крупных экономических проблем в стране.
В то же время, в 70-е годы в СССР было снято множество уникальных кинофильмов. Работы Андрея Тарковского, Ларисы Шепитько и Глеба Панфилова получили широкое признание как среди жителей Союза, так и за рубежом.
Между тем, официальный партийный дискурс постоянно вмешивался в культурное пространство, навязывая художникам как свои сценарии, так и собственные смыслы. Далеко не каждому творцу удавалось гнуть свою линию и избегать конъюнктуры.
Условный режиссёр Виктор Савин не относится к числу именитых советских деятелей культуры. Допустим, он родился в одном из поволжских городов, в
60-е закончил ВГИК, а затем начал работать на провинциальной киностудии. По большей части Савин занимался съёмками видовых и документальных фильмов. Но однажды он, заручившись поддержкой у влиятельных людей, решил снять необычный художественный фильм.
Необычность замысла, прежде всего, заключалась в выборе главного героя картины. Им должен был стать преступник. Как правило, в советском кино преступник мог стать главным героем лишь в том случае, если по ходу фильма он встаёт на путь исправления. Был и другой вариант подачи такого спорного материала - комедийная канва. Однако ни то, ни другое не привлекало Савина.
Он пожелал сделать своего героя сомневающимся преступником - тем, кто лишь задумался над тем, чтобы исправиться.
Допустим, что рабочее название фильма было следующим - "Срок раскаяния". В нём рассказывается о рецидивисте Алексее и его непростом жизненном пути.
С такими словами Виктор Савин обратился к влиятельным людям. Те покачали головой, прикинули все возможные риски, но в итоге дали добро, понадеявшись на безупречную репутацию Виктора Сергеевича.
Съёмкам дали старт в 1971 году. После трёх месяцев работ проект фильма был закрыт без объяснения причин. Савину пришлось навсегда отказаться от собственного творчества. До конца своих дней он работал помощником режиссёра на локальном телеканале.
От фильма остались лишь обрывки сцен и сценарный план, написанный Савиным.
Мы прикладываем его к этой статье.


Made on
Tilda